Урок 4. Отработка навыков управления кайтом

Кайт, как и любое крыло, создает подъемную силу вследствие обтекания его профиля набегающим потоком. Над крылом создается зона разряжения. Под крылом – зона повышенного давления. Две трети тяги создает именно зона разряжения. Поэтому, чем выше профиль крыла, тем больше его мощность, но и больше лобовое сопротивление, т.е. он хуже летит на ветер.

Угол атаки и подъемная сила кайта

  • Подъемная сила крыла регулируется углом атаки на ветер.
  • При нулевом угле атаки (когда планка в положении "от себя") зона разряжения самая маленькая – соответственно, и тяга кайта минимальна.
  • По мере натяжения задних строп (положение планки "на себя") угол атаки увеличивается, а вместе с ним увеличивается зона разряжения – и подъемная сила возрастает.
  • Подъемная сила кайта при натяжении планки "на себя" увеличивается не до бесконечности. При достижении угла срыва потока подъемная сила кайта резко падает, а увеличенное лобовое сопротивление продавливает кайт внутрь силовой зоны – и кайт проваливается в пауэрзону.
  • Старайтесь не допускать срыва потока, не тяните бесконтрольно планку на себя. Как только вы перетянули планку и кайт начинает проваливаться в красную зону, срочно отодвиньте планку от себя. Кайт восстановит угол атаки и выйдет в нейтральную зону.
  • Умение регулировать угол атаки – это один из основных навыков управления кайтом.

Итак, первый параметр управления – это угол атаки кайта на ветер.

Положение купола на ветер

На первом этапе надо научиться удерживать кайт в зените. Натягивая правую или левую сторону, мы можем корректировать положение купола на ветер.

⚠️ Все управление на данном этапе проходит на открытой планке. Если мы натягиваем одну из строп, то вторая обязательно ослаблена и провисает.

  • При натяжении стропы соответствующее ухо притормаживается, а свободное ускоряется – и кайт начинает разворачиваться. Если вы тянете правую сторону, то кайт разворачивается вправо; если левую, то влево.
  • Чем длительнее и сильнее воздействие, тем на больший угол кайт успевает повернуться. Если снова ослабить обе стропы, то кайт перестанет разворачиваться, но останется в положении, до которого его успели развернуть. При этом он будет продолжать перемещаться по ветровому окну.
    Если кайт успели отклонить на маленький угол, то кайт будет перемещаться медленно по краю ветрового окна с минимальной тягой; при этом кайт направлен в зеленую зону. Если кайт направить в желтую зону, то кайт начнет перемещаться быстро и тянуть сильно. Чтобы остановить его, надо развернуть кайт в зеленую зону по кратчайшему пути. Кайт снова вылетит в зеленую зону и там остановится.
  • Чтобы перемещать кайт между заданными точками (например, на 11 часов и на час), отклоняем кайт на 15° в нужном направлении и по достижении нужного положения выравниваем кайт на ветер, тем самым фиксируя его; теперь поворачиваем кайт на 15° в другую сторону и поддерживаем этот угол – и по достижении нужного положения выравниваем. Постепенно увеличивая угол отклонения и варьируя разные точки фиксации, мы получим стойкие навыки управления кайтом.

Уроки управления пауэркайтом обязательно проводятся на воде.

Школа кайтсерфинга. Урок 4. Отработка навыков управления кайтом